Страница учителя начальных классов Ляпиной М.В.

Организация групповой  работы в условиях реализации ФГОС НОО

М.В. Ляпина, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 1 п. Тульского

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет следующий портрет выпускника начальной школы: любознательный, активно познающий мир, доброжелательный, умеющий слушать и слышать своего партнёра, уважительный к окружающим, к иной точке зрения, умеющий учиться, способный к самоорганизации, готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой.

В этих условиях задача каждого учителя обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это, по мнению профессора Г.А.Цукерман, новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества. В своей практике мы, учителя начальных классов, часто используем  групповую работу. Групповая работа в начальной школе, как форма развития творческой личности относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Цель групповой работы— понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов, управление становлением внутриколлективных личностных взаимоотношений. Актуальность овладения групповой работы в начальной школе обусловлена тем, что данная технология имеет широкую область применения во всех уровнях организации системы образования. Что же представляет собой групповая работа. Вся работа на уроке происходит во взаимодействии учителя и обучающихся, а в какой-то мере и обучающихся между собой. Учитель оказывает на обучающихся воздействие определенного содержания словесно, с помощью интонации, мимики и пр. Обучающиеся же воспринимают эти воздействия, реагируют на них, в зависимости изменяются содержание и форма дальнейшего воздействия учителя. Характер этого взаимодействия и определяет форму работы на уроке. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися. С учителем при групповой работе постоянного прямого контакта нет; он включается в работу отдельных групп лишь в случае необходимости. Руководящая роль учителя осуществляется через устное и письменное руководство, которое дается до начала групповой работы.

Современные педагоги и психологи разделяют групповую работу на два вида по признаку содержания предлагаемого задания.

Единая групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами.

Успешность групповой работы зависит от того,  насколько правильно и удачно сформированы группы. Опыт показывает, что высокую результативность дают не все группы.Я занималась подбором и апробацией различных вариантов формирования групп школьников. Наиболее удачные способы:

  1. Группа по желанию;
  2. «Случайная» группа;
  3. Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром).
  4. Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями.
  5. Группа по теме работы;
  6. Группа по уровню сложности задания

Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент.

Можно выделить следующие этапы технологического процесса групповой работы:

  1. Подготовка к выполнению группового задания.
  2. Постановка познавательной задачи (проблемы).
  3. Инструктаж о последовательности работы.
  4. Раздача дидактического материала по группам.
  5. Групповая работа.
  6. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
  7. Распределение заданий внутри группы.
  8. Индивидуальное выполнение задания.
  9. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и обобщения).

III. Заключительная часть.

  1. Сообщение о результатах работы в группах.
  2. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
  3. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

В своей работе часто использую такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм. Кооперативное обучение- это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Как же руководить группами кооперативного обучения? В 1-2 классе делю группы на пары или тройки. В 3-4 классе лучше делить класс на группы по четыре человека. Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как работает группа, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть следующие:

  • чтец читает вслух;
  • секретарь записывает что-то от лица группы;
  • докладчик у доски рассказывает, что решила группа;
  • хронометрист следит за временем.

Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности обучающихся под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому на каждом из своих уроков я стараюсь применять эту форму работы на разных этапах урока. Эту форму работы я уже использую несколько лет. За последние  четыре года узнала много различных методов групповой работы и  использую их на своих уроках. На уроках литературного чтения хорошо подходит метод критического мышления «Шесть шляп». На уроках русского языка и математики я часто использую метод «Броуновского движения». Детям очень понравилось. Эффективность этого метода я увидела уже на следующем уроке, когда учащиеся показали хорошие знания по закреплению темы прошлого  урока. Метод «Шесть шляп» я немного упростила, беру только 4 или 5 шляп. Возьмём, например, урок литературного чтения в первом классе: Л.Н.Толстой  «Лев и мышь». Проверка домашнего задания по басне. Учащиеся дома должны были прочитать басню до конца. На уроке дети делится на 5 групп, по жребию выбирают себе шляпу, назначают капитана группы.

БЕЛАЯ: группа делит произведение на части, озаглавливает каждую часть, составляет план.

ЖЕЛТАЯ: группа находит положительные моменты в басне.

ЧЕРНАЯ: группа пытается отыскать отрицательные моменты в басне.

КРАСНАЯ: группа определяет эмоциональную сторону басни, какие эмоции, кто и когда испытывал в басне (выражает с помощью «лиц»).

ФИОЛЕТОВАЯ: творческая группа, пытается разыграть басню. Такаю работу можно проводить на любом этапе урока и с любым произведением прозы, детям очень нравится. Следующий вид групповой работы «Броуновское движение». 3класс «3склонения имен существительных». Проверка домашнего задания по теме «3склонени имен существительных».На перемене каждому ребенку на парту кладу карточку, на которой написано одно из слов. Когда прозвенит звонок на урок, детям даю задание прочитать по цепочке слова, написанные у них на карточке. После этого предлагаю детям встать и разделиться на 3группы. Дети самостоятельно должны определить признак, на какие группы им надо поделиться, вспомнив правило правильно выбрать себе группу. Выполнив задание, дети хором повторяют правило, характеризующие  своё склонение. Положительные тенденции в использовании групповой работы в начальной школе я выделила два внешне наблюдаемых критерия, по которым можно непосредственно судить о слаженности работы группы. Во-первых, снижение числа ошибок в тот период обучения, когда индивидуальные работы детей еще пестрят ошибками. Во-вторых, удовольствие партнеров от совместной работы. При организации групповой работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Групповая форма учебной деятельности очень эффективна в обучении младшего школьника: совершенствуются умения и навыки осуществления тех действий, которые, как правило, выполняет сам учитель; определять тему, очерёдность участия в беседе и её предметное содержание, уточнять факты и обобщать поступившую информацию; появляются умения распределять внимание в равной мере между формой и содержанием высказываний, что определяет уровень коммуникативной компетенции учеников, увеличивается время общения школьников. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое, критическое и творческое мышление, способность совершенствоваться в создавшейся ситуации. Учащиеся в этой связи могут изложить свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением товарища, делать выводы, заключения.

Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей,  тем самым повышая качество современного образования.

Введение групповой работы может способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходит у решению различных проблем. С другой стороны, эта форма обучения очень привлекательна и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, для всех кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя!

Список использованной литературы

  1. Дьяченко, В.К. Диалоги об обучении [Текст] / В.К. Дьяченко – Издательство Красноярского университета, 1995. – 216 с.
  2. Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. — № 7. – С. 12.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.