Канунникова Светлана Васильевна — учитель математики

20180115_123207

Выступление на НПК «Педагоги-обучающиеся-родители»
«Единство требований к воспитанию – основа гармоничного развития личности ребёнка»
Семья и школа — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, самые тесные союзники в общем деле – в воспитании и развитии подрастающего поколения. В единых усилиях педагогов и родителей происходит формирование всесторонне развитых, высокообразованных, духовно богатых, нравственно чистых, физически совершенных людей. Единство требований к воспитанию ребенка-это ведущее условие эффективности воспитания. Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения.
Инновационный подход в сотрудничестве семьи и школы предусматривает: развитие личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия школы, семьи, внешнего социума;постепенная индивидуализация воспитательного процесса за счет служб, расширенной сети кружков, тесной связи с учреждениями культуры, искусства и спорта; формирование у наших воспитанников коммуникативных навыков, умения понимать себя и других.
Школа служит основным звеном системы воспитания подрастающего поколения. Однако, родители несут основную ответственность за воспитание как перед детьми, собственной совестью, так и перед обществом. Роль семьи в воспитании ребенка определяется глубоким учетом его особенностей. Именно педагог оказывается в состоянии усилить положительное влияние семьи на ребенка. Каждый ученик – это личность, а значит, он по-своему воспринимает поведение окружающих его людей, их отношение к себе. Каждое наше слово, мимика, жест, интонация голоса, наши поступки- все несет ребенку информацию о нашем к нему отношении и формирует его самооценку. Чем же мы, педагоги, можем помочь изменению психологического климата в семье? Для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. Все неблагополучные семьи можно подразделить на несколько типов. Конечно, это деление весьма условно. Однако, такое деление может помочь учителю совместно с родителями наладить контакт с ребенком.
1. СЕМЬЯ, ГДЕ РЕБЕНОК ЕДИНСТВЕННЫЙ.
Здесь характерна гиперопека родителей (бабушек, дедушек ) к ребенку. Его воспитывают и одновременно балуют, оберегают от трудностей, ни в чем не отказывают. Ребенку не нравятся советы и наставления, но нравится бездействовать. Он становится капризным, в нем формируется потребительское отношение к жизни. В детском коллективе подобные черты становятся все явственнее и ведут к возникновению конфликтов среди учащихся. Начинается сопротивление воспитательному воздействию . Ребенок осознает, что в классе он не в центре внимания, поэтому пытается навязать свою волю, грубит сверстникам, учителям.
Ясно, что учителю без влияния на семью изменить жизнь и поведение ребенка невозможно. Как же поступить учителю в данной ситуации? Надо начать контакт в форме спокойного обмена мнениями. Подвести родителей к разговору о том, что родительская любовь не должна быть самоцелью. Если все это будет сказано в деликатной форме, родители разговор воспримут как стимул для переосмысления своей роли отца и матери.
2. ТИП СЕМЬИ, ГДЕ МАТЕРИАЛЬНАЯ СТОРОНА ЗАСЛОНЯЕТ ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.
Домашние разговоры ведутся вокруг материальных благ. Все воспитание сводится к контролю за выполнением домашнего задания. Внутренняя жизнь детей родителей не интересует. Дети растут потребителями, начинают пропускать уроки, отсутствует мотивация к учебе. Когда родители обнаруживают эти качества у детей, то ради их «спасения» выражают готовность сотрудничать с учителями, но дело редко доводят до конца, боясь общественного мнения. К таким семьям необходим «дипломатический подход»: при встрече с родителями лучше использовать косвенное воздействие, приводить примеры из жизни других семей, опираясь на их доброту, благородство поступков. Ребенка можно удержать от соблазнов, если он будет знать, что все достигается в результате долгого и упорного труда. Без труда дома и в школе ребенок не ощутит того, что делают для него родители и педагоги.
3. ТИП СЕМЬИ, ГДЕ ГОСПОДСТВУЕТ БЕДНАДЗОРНОСТЬ.
В семьях такого типа родители, как правило, употребляют алкоголь и имеют другие вредные привычки. Для них характерна культурная ограниченность, бедность чувств. Здесь царят неуважение, недоверие друг к другу, грубость, оскорбления, скандалы. Дети живут на собственном попечении. Им безразлично, как к ним относятся окружающие. Они рано приобщаются к вредным привычкам. Учителю трудно работать с такими детьми, но родители игнорируют авторитет школы. От учителя требуется много терпения, такта, выдержки. Родителей надо расположить к себе. Только тогда можно добиться единых требований в воспитании ребенка. Если им твердо и убедительно разъяснять , что образ жизни родителей напрямую влияет на будущую взрослую жизнь их детей, может быть тогда они задумаются. Родителям надо дать почувствовать, что ты не просто представитель школы, а лицо, заинтересованное в улучшении человеческих отношений. Доброе, человеческое отношение учителя в сочетании с требовательностью – весь секрет. Именно этого не хватает ребенку.
4. СЕМЬИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НЕГРАМОТНОСТЬЮ.
Семья внешне благополучная, родители вовлекают детей в домашнюю работу, интересуются успехами в учебе. но бывают конфликты, сопровождающиеся несдержанностью в проявлении эмоций. Причина- низкий уровень педагогической культуры родителей, в их усталости, раздражительности ( многие работают на 1,5 ставки, по совместительству ). Отсюда снижение внимания к детям: общение в основном ограничивается заботой о материальном достатке. Низкая осведомленность родителей о жизни детей, их увлечениях, друзьях ведут к отдалению, к взаимному непониманию. Состояние неудовлетворенности дома и в школе толкает детей на ничем внешне не мотивированные нарушения дисциплины. Педагогу надо заранее подготовить вопросы для беседы. Пример: как вы организуете свободное от работы время? С кем дружит ваш ребенок? Такие вопросы заставляют родителей задуматься о внутреннем мире детей. Ваша цель: разговорить родителей, добиться теплой душевной беседы, дать им понять, что не только в школе, но и в семье ребенок должен получать внимание, тепло, заботу.
5. СЕМЬЯ НЕПОЛНАЯ.
Атмосфера в семье — холодность, безразличие, лишение духовного контакта. Для совместной работы с ребенком из такой семьи учителю стоит расположить к себе мать/отца, постараться пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, в совместном решении повседневных жизненных проблем.
Во всей педагогической деятельности роль учителя незаменима. Привлечение родителей к участию в школьных делах, в учебно-воспитательной работе помогает педагогам решить многие задачи. Родительское собрание — это самая известная форма взаимодействия педагога/классного руководителя/администрации школы и родителей учеников. Вот некоторые постулаты, которыми я руководствуюсь при проведении родительских собраний:
1. Дипломатический, деликатный характер всей встречи должен отражать, что и учитель, и родители нуждаются в объединении усилий, что вы — союзники. Если есть такая необходимость , разговор с кем-то из родителей не во время собрания, а после, за закрытой дверью.
2. Родительское собрание — не урок. Перед вами взрослые люди, имеющие порой большой жизненный опыт и знания. Поэтому приемлема размышлять о причинах поведения совместно с родителями. Следует учитывать следующее: иногда безмерная любовь к своему ребенку побуждает родителей, не слыша никаких доводов, бросаться на его защиту. поэтому педагог должен быть вооружен неопровержимыми аргументами, чтобы его сообщение принесло пользу.
3. Прежде чем вынести на суд родителей «личное дело» ученика, надо продумать каждую мелочь, взвесить все «за» и «против».
4. Идя на встречу с родителями, постараться установить с ними добрые, доверчивые отношения. Правильно оценивать уровень своей профессиональной компетенции, стремиться всячески его поднимать- в этом одно из условий уважения родителями школы.
5. Готовясь к собранию, классный руководитель может заранее подготовить анкеты, продумать оформление класса. При приглашении родителей на собрание стоит указать вопросы, которые будут рассматриваться.
Школа и семья должны заботиться о том, чтобы создать все условия для раскрытия творческого потенциала ребёнка и формирования гармоничного развития личности. Только тогда мы можем сказать, что сделали все, чтобы подготовить их к взрослой жизни, к труду и созиданию. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей, взаимной поддержки и согласованности в подходе к ребенку, в требованиях к нему, в способах и приемах воспитания и развития подрастающего поколения.

Выступление на педчтениях 2018 года

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Я работаю над проблемой повышения мотивации учащихся в изучении математики через интеграцию обучения и использование активных форм и методов стимулирующих сознательное отношение учащихся к процессу обучения математики. Эта проблема стала для меня актуальной потому, что в работе явно увидела недостаточную глубину и осознанность усвоения учащимися программного материала, разрозненное восприятие содержания учебных программ. Ученики очень часто задают вопрос «А, в жизни, зачем это надо? Как это применяется?». Ребята не видят связь математики с жизнью, а между тем именно построение математической модели является фундаментальным в развитии науки, методы исследований, применяемые в математике, распространяются во все сферы жизни. Еще Рене Декарт писал, что любая жизненная задача может быть сведена к математической и разрешима с помощью уравнений.
В наши дни реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой математической подготовки. Одна из основных целей обучения математике в школе – овладение математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования. Поэтому я поставила задачу актуализации практической значимости математических знаний, через систему интегрированных уроков, развития у школьников нравственных представлений о природе математики, месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и практике.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор рациональной системы методов и приёмов обучения, её оптимизация с учётом возраста учащихся, уровня их математической подготовки, развития общеучебных умений. В зависимости от указанных факторов необходимо реализовывать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, использование технических средств.
Важно сформировать на уроках математики целостное восприятие решаемой задачи, умение проводить выбор методов решения, перенос и использование знаний, умений, навыков с одной учебной дисциплины на другую, узнавание и применение фактов из смежных дисциплин (физика, химия, информатика, биология, черчение).
Данную проблему, на мой взгляд, можно разрешить, включая в преподавание курса математики интегрированные уроки (математика + физика, математика + химия, математика + биология, математика + информатика), либо используя отдельные приёмы, которые позволяют продемонстрировать взаимопроникновение дисциплин, междисциплинарные связи, научить комплексно использовать школьные знания.
В условиях повсеместной информатизации особенно актуальным становится формирование понимания единства и разнообразия подходов к решению одних и тех же задач методами математического анализа и с помощью информационных технологий, кроме того, применение компьютера на уроке дает возможность наглядно и ярко представить содержание материала, дает возможность для проведения исследовательской работы учащихся.
Интегрированное обучение – это проведение:
— бинарных уроков,
— уроков с широким использованием межпредметных связей
— проведение внеклассных мероприятий по предметам.
Учащиеся с большим интересом воспринимают сведения о применении математической теории на практике. Особенно ярко можно показать применение математически Уроки с широким использованием межпредметных связей развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей.
При изучении географической темы «Атмосфера» очень тесной является связь программы географии с математикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер.
В курсе математики 6 класса рассматриваются столбчатые и круговые диаграммы, вычисляют среднее арифметическое, читают графики. И все это как нельзя, кстати, для получения среднемесячной, среднегодовой температур воздуха, а для вычисления расстояния между двумя точками координатной оси — нахождения амплитуды температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Чтобы увидеть наглядное представление о количестве осадков в течение года и по месяцам, строят столбчатые и круговые диаграммы.
В математике при знакомстве с геометрией дети изучают фигуры, углы. Важность геометрии, геометрических тел в природе очень велика. И живые примеры можно привести из географии. Для детей открытием является то, что Пифагор первым сделал интереснейшее предположение, что Земля — шар. «Все в природе должно быть совершенно и гармонично. Но совершеннейшее из геометрических тел есть шар. Земля тоже должна быть совершенна. Стало быть, Земля — шар!» — говорил Пифагор.
В 6 классе к изучению темы «Прямоугольная система координат», использую географическую карту мира с градусной сеткой, выполненной в проекции Меркатора. Коротко рассказываю учащимся, что такая карта впервые была предложена фламандским картографом Меркатором в 1569 году и с его времени получила всеобщее распространение в мореплавании, так как она облегчает мореплавателям измерение расстояний и прокладку курсов (траектории движения корабля).
Географические координаты точек земной поверхности – широта и долгота – учащимся уже известна по урокам географии. После этого даю понятие о координатах точек плоскости.
А заключительное занятие по теме «Прямоугольная система координат» проходило как внеклассное мероприятие: «Знаки небес» (астрономия+математика). Слушая легенды древней Греции о Большой и Малой Медведице, о Персее, Кассиопее и Андромеде ребята изображали эти созвездия на системе координат, кроме того они узнали много очень интересного о своих зодиакальных знаках, о чертах об особенностях характера тех, кто родился в одном тригоне, и смогли изобразить свое созвездие
При изучение темы “Масштаб” в 6 классе проводила урок, где были рассмотрены понятия числового и линейного масштаба, ознакомила учащихся с приёмами перевода числового масштаба географических карт в линейный и наоборот. Попутно учащимся были предложены задачи и упражнения по географии.
Но соединить на одном уроке две разных дисциплины очень нелегко. Еще труднее добиться их единого звучания на уроке, чтобы никто не перетягивал тему «на себя». Поэтому можно подготовить урок с помощью учителя другого предмета, но провести его самостоятельно.
При подготовке интегрированного урока я выделяю следующие этапы:
1. Согласование учебных программ по предметам в трактовке общих понятий и во времени их изучения.
2. Отбор материала, требующего интеграции знаний учеников при его изучении, закреплении, обобщении и контроле. При этом устраняется несогласованность в терминах, обозначениях для одних и тех же величин в разных учебных предметах. Итогом данной работы может быть составление примерной тематики предстоящих уроков, определение времени их проведения.
3. Рассматривание интегрируемого содержания взаимосвязанных тем по предметам, выбор темы и цели урока с межпредметным содержанием.
4. Выбор формы интегрированного урока. Составление плана урока, определение методов контроля и оценки школьников, методов и средств обучения. Особое внимание уделяется взаимодействию (взаимоувязке) содержания обучения, проведению предварительного хронометража времени будущего урока.
Типы и формы этих уроков могут быть различны, при этом широко используются групповые формы работы учащихся, исследовательская работа, проектная деятельность, разноуровневые задания, мультимедиа, интернет-технологии.
Интеграция в обучении позволяет нам выполнить развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащегося, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию.
В своей практике я пробовала проведение уроков различных типов: формирования новых знаний, обучения умениям и навыкам, повторения, контроля, но наиболее эффективными я считаю их проведение при углублении, обобщении и систематизации знаний школьников.

Литература

1.Кожухов С.К. Уравнения и неравенства с параметром: учебно-методическое пособие для учителей математики, студентов математических специальностей педагогических вузов, абитуриентов / С.К. Кожухов. – Орёл : Орёл, 2013. – 71с.
2. Концепция математического российского образования,2013 г.