Страница учителя начальных классов Ляпиной М.В.

Ляпина Марина Викторовна
учитель начальных  классов
МБОУ «ОЦ №1Майкопского района»


Организация профориетации младших школьников,как путь к самоопределению и выбору профессии.


Друзья, берегите минуту и час
Любого из школьных дней!
Пусть станет профессором каждый из вас
В профессии нужной своей.
Михаил Евсеевич Раскатов (1924) поэт,
член союза писателей Москвы

Нынешняя экономическая и политическая обстановка вынуждает предъявлять более чёткие запросы к отдельным психофизиологическим особенностям человека. В связи с изменением характера и цели труда громадное внимание надо уделять проведению  профориентационной работы с обучающимися. Вопрос «Кем быть? » представляется актуальным. Приступать к этой  работе важно с младшего школьного возраста, дабы обучающиеся научились познавать себя, независимо расценивать свои достижения в различных видах деятельности. Работа по профессиональной ориентации в начальной школе считается пропедевтической. Для обучающихся младших классов свойственен высокий уровень любознательности. Они с охотой осуществляют  поручения, стремятся к функциональной деятельности. Для организации профориентационной работы важно выбирать такие формы и методы, которые  подходят психологическим особенностям обучающихся данного  возраста, применять конструктивные средства (деловые игры, группы по интересам, факультативы, персональное собеседование и др. В целом профориентационная работа должна осуществляться в единстве урочной и внеурочной деятельности.

Потому как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности, её  социальной, гражданской и ценностной идентичности на всех возрастных этапах, то на этапе начальной школы она жизненно необходима. Одной из проблем обучения и воспитания детей 1-4 классов в соответствии с реализацией ФГОС НОО является организация к обоснованному подбору профессии. Обучающийся  нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, общей деятельности школы, семьи, социума. Актуальность профориентационной работы в начальных классах- стадия развития профессионального самосознания в данном возрасте. В процессе развития ребенок питает свое сознание многообразием профессий. Он  пробует проиграть действия водителя, медсестры, педагога и др. , основываясь на наблюдениях за взрослыми. В начальной школе, часто познавательная деятельность является ведущей, характеризующей развитие школьника, хорошо увеличивать его представления о всевозможных профессиях. Отдельные элементы профессиональной деятельности ему еще нелегко понять, но в любой специальности имеется область, которую возможно изобразить на основе наглядных образов, определенных ситуаций из жизни, историй, увлекательных случаев и впечатлений взрослого (работника).
Чем больше профессий будет известно ребенку и чем обширнее его представления о мире профессий, тем меньше промахов он совершит в будущем в ходе вырабатывания профессионального плана.
Таким образом, главной задачей профориентационной работы в начальных  классах является развитие кругозора и осведомленности обучающегося о профессиях в процессе общения со старшим и организация работы по профессиональному самоопределению.

 В процессе преподавания в начальной школе все учебные предметы возможно использовать как возможность развития у младших школьников заинтересованности к труду взрослых.
Профессиональная ориентация на уроках математики возможно осуществлять путем проведения небольших  бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа значимости и значения предоставленного предмета в жизни и деятельности людей.
Уроки окружающего мира тоже вносят некоторый вклад в решение проблем трудового обучения и профориентации. Например, в рамках прохождения темы «Дерево в жизни человека», можно сказать о профессиях лесной сферы (лесничий, лесник, фрезеровщик в деревообработке и т.п. Здесь можно воспользоваться методом кластера.  При изучении темы «Природа нашего края» обучающиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, ребятам предлагается разгадать  кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда этого профессионала. Школьник нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума.
На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией: учитель выдает детям карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда этого специалиста (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т. Значащим профориентационным потенциалом владеют ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок природоведения (краеведение)). В таких играх дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» обучающиеся исполняют роли кассира, продавцов всевозможных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура общения). Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут удачно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, а и на внеурочных профориентационных занятиях. Формы проведения внеурочных занятий: Час общения «Мои любимые увлечения». Встречи с представителями различных профессий. Игра «Все профессии нужны, все профессии важны! Экскурсии на предприятия и в учреждения. Час общения «Кем я хочу стать» и т.п.Необходимым звеном в системе профориентационной работы с обучающимися является взаимосвязь школы с родителями. На самом деле родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Правильно выстроенная система профориентационной работы в начальном звене содействует вырабатыванию в сознании школьников всевозможных представлений об обществе труда и профессий, прививает у них бережное отношение к результатам труда, а также оценке роли труда специалистов для жизни и развития общества. Выбор профессии-ответственный шаг в жизни любого человека. От того, насколько верным будет данный выбор зависит будущее благополучие не только отдельного гражданина, но и всей страны.