Профилактика терроризма и экстремизма среди обучающихся

Экстремизм и терроризм – проблемы, злободневные для современного общества. Приверженцы крайних взглядов и мер, радикальных способов решения проблем разжигают национальную рознь, религиозную вражду. Эти явления угрожают не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни людей.

Экстремизм в нынешнее время является одной из наиболее сложных социально-политических проблем. И, к сожалению, именно юные граждане могут пополнить ряды экстремистских и террористических организаций.

Причины и условия возникновения агрессивных настроений в молодёжной среде нам хорошо известны:

  • Это и изменение ценностных ориентаций в обществе,
  • И социальное неравенство,
  • и снижение авторитета правоохранительных органов,
  • и повышенная внушаемость, агрессивность подростков,
  • и снижение социальной и политической активности молодёжи;
  • и массовое распространение и доступность для детей и подростков алкоголя и наркотиков;
  • и негативное влияние СМИ, которые сплошь и рядом рассказывают о насилии и преступности;
  • и, конечно, наличие сети Интернет, которая дает радикальным организациям доступ к широкой аудитории.

Понятно, что образовательная организация на сегодняшний день обладают большим потенциалом, способным противодействовать распространению идеологии экстремизма и терроризма среди детей.

И прежде всего наша с вами задача — воспитание толерантного сознания, уважения достоинств каждого человека, понимание, интерес к другим людям, акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах.

Нужно понимать, что толерантность совершенно не противоречит патриотизму. Ценить другой народ может лишь тот, кто с истинным уважением относится к культуре собственного народа и его самобытным традициям.

Кроме осуществления общепрофилактических мероприятий, особое внимание нам с вами нужно уделять детям, находящимся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:

  • дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, из семей с низким социально-экономическим статусом, имеющих склонность к алкоголизму, наркомании, физическому и морально-нравственному насилию;
  • так называемая «золотая молодёжь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу;
  • дети, подростки, молодёжь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров.

В связи с этим наши действия должны быть направлены на:

  • стимулирование у детей положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив;
  • создание условий для снижения агрессии, напряжённости, экстремистской активности в среде детей;
  • создание условий для воспитания успешной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;
  • развитие просоциальных молодёжных общественных объединений, движений, групп.

Исходя из этого, можно выделить такие направления противодействия экстремизму:

  • проведение классных часов с целью освоения обучающимися общечеловеческих норм нравственности и поведения;
  • рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения обучающихся на педагогических советах, советах профилактики, классных собраниях;
  • проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения обучающихся;
  • проведение круглых столов по вопросам межнациональных отношений;
  • развитие и поддержка молодёжных общественных объединений, направленных на патриотическое воспитание молодого поколения;
  • привлечение детей к изучению истории родного края, краеведению посредством проектной деятельности;
  • привлечение к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов инспекторов по делам несовершеннолетних;
  • оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

Все это — тематические уроки, занятия кружков, просветительские беседы, классные часы, массовые внеклассные и внешкольные мероприятия по профилактике преступлений экстремистского и террористического характера – позволит успешно решать следующие задачи:

  • формирование у обучающихся знаний о сущности экстремистской и террористической деятельности;
  • формирование знаний об ответственностиза совершение преступлений экстремистского и террористического характера;
  • развитие у обучающихся умений и навыков правильных действий при поступлении угрозы террористических актов (предвидеть возникновение опасностей в любом месте и в любое время, избегать опасных ситуаций, не рисковать без нужды, выбирать из возможных вариантов наиболее безопасный путь или способ действий, в критической ситуации не паниковать, не пугаться, не опускать руки, действовать активно, защищая свою жизнь, свои законные права и имущество).

В рамках воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма среди обучающихся можно использовать различные формы работы:

  • тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников при чрезвычайных ситуациях;
  • проведение инструктажей с обучающимися по противодействию экстремизму и терроризму;
  • распространение тематических памяток и методических инструкций;
  • организация мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности обучающихся;
  • использование современных активных форм обучения и воспитания (тренингов, круглых столов, диспутов, деловых и ролевых игр, уроков дружбы, уроков толерантности, флешмобов, уроков-дискуссий, деловых и ролевых игр, практикумов, уроков-праздников, уроков-виртуальных экскурсий по стране или эпохе, КВН по материалам фольклора, уроков-концертов с использованием фольклорных традиций, обрядов, конкурсов творческих работ) с применением потенциала технологий социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности;
  • создание стендов антиэкстремистской и антитеррористической направленности;
  • выпуск школьной газеты по профилактике и противодействию терроризму и экстремизму, вопросам личной безопасности обучающихся;
  • подготовка школьной библиотекой циклов выставок, посвящённых роли и месту различных культур и религий в становлении и развитии Донецкой Народной Республики;
  • привлечение к работе с детьми и молодёжью органов правопорядка;
  • привлечение учреждений культуры, спорта, здравоохранения, родителей для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений, по профилактике терроризма и экстремизма в молодёжной среде;
  • регулярный анализ состояния подростковой безнадзорности и её последствий, оценка эффективности системы профилактики;
  • своевременное выявление семей, попавших в сложные жизненные обстоятельства, выявление детей, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации;

Также при изучении учебных предметов, таких как обществознание, следует использовать возможности программы для становления правового воспитания обучающихся. Курсы литературы и истории помогут обратить внимание обучающихся на культурное и историческое наследие других народов, и какой они внесли вклад в развитие нашей страны. Это будет способствовать формированию таких качеств, как чувство патриотизма, гражданственность, ответственность за жизнь своей страны, толерантность, уважение права других людей иметь разные точки зрения, способность самостоятельно анализировать информацию, умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия.

Но не следует забывать, что при проведении с детьми и подростками бесед, занятий, мероприятий не следует касаться самих экстремистских и террористических идей, чтобы не превратить профилактику в обучение экстремизму и терроризму и демонстрирование нацистской символики.

Вся наша работа должна быть построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении детей и подростков.

В начальной школе термин «экстремизм» вообще не применяется. Основная задача педагогов – познакомить обучающихся с нравственными ценностями своего народа, дать чёткие представления о добре и зле, чести и совести, справедливости и несправедливости.

В среднем звене воспитательная работа с обучающимися направлена на формирование непримиримости к нарушителям закона и ответственности, совместное создание и сохранение правил.

Оставить ответ